Главная » 2012 » Март » 20
Фотохроника строительства Новосибирского театра оперы и балета (НГАТОиБ) 1932-1945 (Часть 3)
Добавлено в блог M-E-T-R 20.03.2012 в категорию «Строительство»


4 декабря 1935 года

1 января 1936 года

Проект новосибирского оперного театра в Париже получил Гран-При, что имело для строителей театра катастрофические последствия. Театр, засветившийся на таком уровне, велено было построить к 20-й годовщине Октября, то есть, к 1937 году. Справиться к революционному юбилею не удастся – это было очевидно. 


Начальник строительства Болеслав Антонович Ержембович выступил на президиуме крайисполкома. В пылкой речи он обозначил состояние строительства как провальное – недостаток оборотных средств, дефицит стройматериалов, новая смета составлена наобум, рабочим не платят и они разбегаются…


Попытка сказать правду Ержембовичу не удалась. Гнев президиума был неукротим. Инженеры Ержембович и Полыгалин, прораб Потапов, конструктор Рубинчик были названы «врагами народа». Смена руководящего состава стала хаотичной, точное число «заменяемых» инженеров и прорабов до сих пор не ясно. Неясны и их судьбы после "замены". Одних спешно расстреляли, другие были сосланы.


Нереально запроектированное окончание строительства в конце 1937 года привело к тому, что смета не предусматривала отопление здания театра и зимнего производства работ в сезон 1937—1938 годов. 


Задний барабан

Правый карман


Портик



1 мая 1936 года

28 мая 1936 года. Вид со стороны ул. Орджоникидзе. В 1936–37 гг. была возведена фигурная металлическая кровля над железобетонным куполом.

Купол изнутри

21 января 1938 года. Внешний вид на кулуары и сценическую коробку

На 1 января 1938 года убытки на строительстве составили 2365 тысяч рублей. Строительство не было завершено и в 1939 году, хотя полным ходом шли штукатурные работы по всем фасадам театра. В итоге новым сроком пуска обозначили 1 августа 1941 года.


Конструкция подвесного потолка зрительного зала


5 марта 1938 года. Кольцевое фойе 2 этажа

Буфет фойе 2 этажа

Главная лестница. 2-й этаж

Кольцевое фойе 4 этажа

Кольцевое фойе 2 этажа

3 октября 1939 года

Внутри сценической коробки. Глубина сцены 30 м, высота до колосников - 28 м, площадь планшета сцены 1065 кв.м. 


25 января 1941 года в большом зале перед закрытым занавесом (работы на сцене еще не были завершены) оркестр радиокомитета исполнил оперу Чайковского «Иоланта» 


План размещения в здании эвакуированных экспонатов.

Строительство было почти доведено до конца, но помешала этому война. С первых же дней Великой Отечественной войны Новосибирский оперный театр принял в свои стены фонды Эрмитажа, Третьяковской галереи, Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, ленинградских Этнографического музея и музея Артиллерии, инженерных войск и войск связи, музеев-дворцов Царского Села и Павловска, музеев Севастополя и Калинина. В театре хранилась государственная коллекция скрипок Страдивари, Гварнери, Амати, которую в Москве собирал с 1919 года В.Л.Кубацкий. В то же самое время в здании театра было установлено эвакуированное оборудование и налажено производство гранат и миномётов для фронта.

Художник за разработкой картины для росписи зрительного зала

В начале лета 1942 года Совнарком СССР постановил выделить один миллион рублей на завершение строительства театра и включить его в список первоочередных объектов. Уже в ноябре (на недостроенной сцене театра) эвакуированный из Ленинграда симфонический оркестр исполнил Седьмую («Блокадную») симфонию Дмитрия Шостаковича.


В 1943 году были завершены все основные монтажные и отделочные работы.

В достройке театра активно помогали заводы Новосибирска. Они выделяли материалы и рабочую силу. Так, слесари-монтажники авиационного завода имени В. П. Чкалова монтировали механические устройства для театральных занавесей, строительный цех завода оснащал сцену.


5 февраля 1944 года правительственная комиссия приняла в эксплуатацию главные помещения, передав здание дирекции Новосибирского Государственного театра оперы и балета. Осталось незаконченным лишь левой крыло театра и отделка в некоторых помещениях, но это никак не мешало деятельности театрального коллектива.

14 мая 1944 года Комитет по делам искусств открыл в Новосибирске балетную и хоровую студии и организовал большой симфонический оркестр филармонии.

Май 1945 года. Афиша открытия театра 

Театр в день открытия - 12 мая 1945 года.

Зрительный зал. Деталь амфитеатра

Кольцевое фойе 2-го этажа

Портал сцены


В 1946 году состоялась премьера первого балета "Корсар"


Левое крыло здания не было достроено, простояв в кирпичных стенах и без перекрытия еще до 1954 года.
Крыло здания было отдано под общежитие артистов и театральных работников. 

Вид с улицы Ленина (Быв. Проспект Сталина)

Очень долго не благоустраивалась площадь перед театром оперы и балета. В 1948 году заасфальтировали площадь и в сквере перед театром высадили ели. В 1953—1955 годах заново была заасфальтирована площадь имени В. И. Ленина, проведено благоустройство сквера и сделаны новые посадки зеленых насаждений.


Первые серьёзные гастроли театра состоялись в 1955 году на сценах Большого театра и Кремлёвского дворца. 
А первые зарубежные гастроли – в 1957 году в Китае.


Почтовая открытка с фотографиями театра оперы и балета

С момента основания в театре прошло более 340 премьер и капитальных возобновлений оперных и балетных спектаклей.

В 1963 году театру было присвоено звание "Академический".


Автор материала: Степанов Слава

При создании материала был использованы документы из архива НГАТОиБ и журнала "Проект Сибирь".


Комментировать
Фотохроника строительства Новосибирского театра оперы и балета (НГАТОиБ) 1932-1945 (Часть 2)
Добавлено в блог M-E-T-R 20.03.2012 в категорию «Строительство»
Фасад с восточной стороны

28 июля 1933 года. Временная установка ферм опалубки купола

По предложению С.А.Полыгалина фермы, держащие опалубку купола, собирались на крыше построенного к тому времени вестибюля, затем надвигались на центральную вышку и перемещались по кольцу на место. 

4 августа 1933 года

Первую ферму собирали 35 дней, последующие — уже 10 дней. Последнюю ферму при хорошем качестве работ сделали за сутки.

Нагрузка при испытании ферм купола

Сверление ферм сценической коробки электродрелью

Котельно-механический цех

15 августа 1933 года. Рамы кулуара 4-го этажа



28 августа 1933 года. Общий вид установленных ферм купола

Вид на фермы купола сверху

Вид сверху на склад декораций

Момент установки ферм на однорезку

Момент установки ферм купола на опорное кольцо

Накатывание парных ферм


Раскрепление сегментных ферм опалубки купола

Бетонировка 4 этажа вестибюля

30 августа 1933 года


Левый карман

Правый карман

Сценическая коробка и склад декораций

3 сентября 1933 года

11 сентября 1933 года

13 сентября 1933 года

22 сентября 1933 года


25 сентября 1933 года

9 октября 1933 года. Торкретирование купола

В конце сентября началось бетонирование, которое велось новым для города методом – "торкретированием": бетон подавался на оболочку компрессором и распылялся из специального пистолета.

Самая уникальная часть здания - конструкция купола диаметром 60 метров, высотой 35 м. 


Вестибюль с украшением к 16-ой годовщине Октября

Укладка пакетов чердачных ферм купола

Вид с улицы Ленина


Вид с самолета

29 октября 1933 года. Вид со здания Горсовета (Мэрия)

Несмотря на огромный дефицит строительных материалов и квалифицированной рабочей силы, к ноябрю 1933 года были возведены основные конструкции здания - зрительный зал, вестибюль, сценическая коробка. Сооружение в основных своих конструкциях поднялось над преимущественно одноэтажным тогда городом.

5 ноября 1933 года. Панорама с юго-западной стороны

Планировалось, что к осени 34-го года закончится внутренняя отделка и ДНиК сможет принять делегатов съезда Советов Западной Сибири. Но в ходе строительства возникли проблемы со сложной акустикой и оптикой, и выяснилось, что стоимость здания и оборудования превышают 20 млн. рублей.


Проблему представляло снятие опалубки: она должна была быть снята одновременно по всей поверхности купола; малейшее его искривление во время производства работ могло привести к разрушению хрупкой конструкции. Закончив бетонирование осенью 1933 года, распалубку отложили до весны 1934 года, когда была тщательно обследована поверхность купола. Трещин не обнаружили. Все 29 сегментных ферм, державших опалубку, опирались на деревянные ящики с песком и домкраты. По команде рабочие вытаскивали пробки, песок начинал высыпаться, опалубка равномерно оседала.


10 мая 1934 года опалубка была опущена на 1 мм, купол тщательно обследован. Затем опустили опалубку ещё на 3 мм, но отставания бетона от нее «обнаружено не было». На следующий день опалубка была опущена еще на 14 мм, и снизу между опалубкой и бетоном можно было просунуть тонкую полоску железа. В середине же и вверху опалубка не отставала. 

12 мая опалубка была опущена еще на 18 мм, при этом она отстала от бетона по всей поверхности, и комиссия зафиксировала самостоятельную работу конструкции.

1 июля 1934 года. Вид с площади

30 августа 1934 года. Разломка фундамента стойки рамы купола

Утепление купола пенобетоном

30 октября 1934 года


7 ноября 1934 года

В 1935 году начали искать каким образом уменьшить стоимость строительства. Также, за время возведения изменились ориентиры в архитектуре, возобладали декоративное обогащение и классический стиль. 

Колесо фурок

1 мая 1935 года

Решили отказаться от планетарно-панорамного театра, построив обычный оперный театр с оформлением в классическом римском стиле. Проект сибирского Колизея был изменён во 2-й Московской архитектурной мастерской академика Щусева. Инженер Г.М.Данкман разработал конструкцию уменьшения объема зала, попутно удалялись почти все механизмы системы ТЕОМАСС.

30 сентября 1935 года



Комментировать
Фотохроника строительства Новосибирского театра оперы и балета (НГАТОиБ) 1932-1945 (Часть 1)
Добавлено в блог M-E-T-R 20.03.2012 в категорию «Строительство»
История строительства Новосибирского театра оперы и балета (НГАТОиБ) 1932-1945


Новосибирский Государственный Академический театр оперы и балета является самым большим театральным зданием в России. Он был открыт 12 мая 1945 премьерой "Ивана Сусанина" Глинки. По первоначальному проекту это сооружение было задумано как Дом науки и культуры (см. пост по истории проектирования), где помимо театральных действий должны были происходить праздничные торжества, демонстрации и представления. Строительство было начато в 1931 году, но из-за дороговизны проекта было приостановлено. В 1936 году в московской мастерской академика А. Щусева был разработан новый проект, который получил Золотую медаль Всемирной архитектурной выставки в Париже в 1937 году.

28 августа 1930 г. был отведён участок для строительства театра на центральной площади города с условием обратить главный фасад театра на Красный проспект. 

22 мая 1931 г. состоялась торжественная закладка "первого цеха" ДНиК на Красной площади (бывшей Ярмарочной или "Базарной").

Митинг по случаю закладки ДНК

На митинге выступил председатель "комсода" (комитет содействия) И. Г. Зайцев. На сцене можно заметить макет будущего здания ДНиК.

23 мая 1932. Шаблон для башмака сценической коробки

Стройплощадка размером в 10 га была затесненной. Она начиналась на красной линии Красного проспекта (восточная сторона) от улицы Семипалатинской до ул. Бийской, и была обнесена забором.

Кладка стен вестибюля

Копка фундамента под портал

Вид в сторону площади

Башмак кулуаров 

Нивелировка башмаков кулуаров

Вороба

Проверка башмаков кулуаров воробой

Вид с вестибюля

Башмаки кулуаров

13 июня 1932 года. Бетонировка 1 этажа кулуаров, навес полукольцо.

На 1 июля на стройке был лишь план общей разбивки и часть чертежей фундаментов и железобетонных конструкций. Бетонные работы велись ударными темпами.

Подноска арматуры на 1 этаж кулуаров.


5 августа 1932 года. Кулуары


Установка опалубки на 1 этаже кулуар

Копка котлованов под фундамент левого кармана

1 сентября 1932. Вид с южной стороны

Внутренний вид кулуаров

Кулуары и перекрытие подвала левого кармана




20 октября 1932 года. Рамы кольцевого фойе

26 января 1933 года.


Леса сценической коробки - вид сзади

15 апреля 1933 года. Вестибюль и кулуары

Правый карман и сценическая коробка

Серьезной задачей для строителей было возведение купола театра. Отношение толщины купола к его диаметру составляет 1/750 (отношение толщины скорлупы куриного яйца к диаметру 1/250). Производить бетонирование купола необходимо было так, чтобы параллельно вести работы по сооружению конструкций амфитеатра в зале.

28 апреля 1933 года. Башня для опоры ферм опалубки купола 

Посреди зала возвели 37 метровую собранную из бревен вышку – это позволяло не загромождать лесами зал и параллельно с бетонированием вести в нем работы.





1 мая 1933 года. Вид со стороны Красного проспекта

6 июня 1933 года. Общий вид строительства

Трюм сцены

Сценическая коробка и правый карман

Механическая мастерская

Арматура портальной арки

27 июня 1933 года

Боковой фасад кулуаров с южной стороны

Ковш подъемника и бетономешалка

Работа на электро-сварочном станке



Комментировать
История проектирования Новосибирского театра оперы и балета (Часть 2)
Добавлено в блог M-E-T-R 20.03.2012 в категорию «Архитектура»
Гордеев Б.А.

Гордеев Б.А.

Гордеев Б.А.

После проведения конкурсов архитектор Б.А. Гордеев, проект которого победил во втором туре второго конкурса, для дальнейшей разработки проекта в 1934 г. был направлен во Вторую мастерскую Моссовета академика А.В. Щусева, где при участии сначала А.Б. Куровского, а затем - B.C. Биркенберга, по технологической схеме Г.М. Данкмана была выполнена окончательная редакция проекта. 


Технической проект перепланировки новосибирского дома науки и культуры

В августе 1935 года Наркомпрос принимает решение отказаться от системы «панорамно-планетарного театра» и строить ДНиК как обычный оперный театр.

1937 Год План 4 этажа зрительной части

Интерьер зала по проекту Лансере Е.Е. до принятия варианта реконструкции Г.М.Данкмана

Интерьер фойе-буфета 2 этажа


Интерьр зала по проекту Е.Е. Лансере до принятие реконструкции Г.М.Данкмана

Развертки стен фойе-буфета 2 этажа

Интерьер зала. Окончательный вариант

Для улучшения акустики к железобетонному своду был подвешен деревянный потолок. Вместимость зала была сокращена с 2500 до 1900 человек.

Люстра кольцевого фойе 2 этажа, Проект – Б. И. Дмитриев. 1939 г.

Кресло зрительного зала

Люстра зрительного зала

Фрагмент фасада

Совмещенный план 1 и 2 этажей

Разрез здания по продольной оси (Новосибирсгражданпроект для капитального ремонта)

В результате многочисленных переделок здание театра имеет такое большое количество лишних помещений, что в них можно было бы разместить еще несколько зрительных залов. 


В 1937 году был репрессирован главный инженер строительства театра С.А. Полыгалин. В 1938 г. арестован создатель системы «Теомасс» Т.Я. Бардт


Здание театра было названо "самым большим и неудачным детищем конструктивизма". При строительстве в несколько раз была превышена заявленная смета, поэтому власти пришли к выводу, что строительство Новосибирского театра оперы и балета было «начато в 1931г. с явно вредительскими целями - заморозить государственные средства на объекте, ...отвлечь государственные средства от более необходимых мероприятий социально-бытового строительства, тем самым вызвать недовольство трудящихся и антисоветскую агитацию...".

Благоустройство площади Ленина


Макет новосибирского театра и его проект выставили в 1937 г. в советском павильоне на Всемирной выставке в Париже, где он был удостоен высшей награды — Гран‑при. В 1938 г. макет демонстрировали на Всесоюзной строительной выставке в Москве.



Автор материала: Степанов Слава


Комментировать
История проектирования Новосибирского театра оперы и балета (Часть 1)
Добавлено в блог M-E-T-R 20.03.2012 в категорию «Архитектура»

Новосибирский театр оперы и балета — крупнейшее в России театральное здание. Его история начинается в конце 20-х годов, когда появилась потребность в постройке в Новосибирске Большого театра Сибири в составе комплекса Дома культуры и науки на основе театра нового типа. Изначально проектировать здание поручили московскому архитектору А.З.Гринбергу...


Дом Науки и Культуры (ДКиН), по выполненному весной 1930 г. первоначальному проекту А.З. Гринберга и И.В. Киренского, состоял из шести соединенных переходами корпусов, в которых размещались: театр на 3000 мест, концертный зал на 750 человек, музей, библиотека, выставочное здание и научно-исследовательский институт.


В ходе строительства была реализована только театральная часть задуманного комплекса. В те годы театр представлялся «наиболее доступным орудием пропаганды идей социализма».

В 1930 г. к проектированию театра в Новосибирске подключились Т.Я. Бардт и М.И. Курилко

Авторы проекта ДНиК: А.З. Гринберг, М.И.Курилко, Т.Я.Бардт


Они разработали для него специальную систему "Теомасс": Театр, зал собраний, демонстрации, спортивные мероприятия, механизация сцены, разрез с кинопроектором

Макет зальной части театра

Здание должно было стать "театром техники и реальной обстановки. Перед зрителем могли появляться с улицы колонны демонстрантов, автомобили, тракторы или экипажи, проходящие на всей скорости, при этом предполагалось, что круговые платформы (фурки) могли двигаться с той же скоростью в противоположном направлении. 


Проектировался "сверхмеханизированный театр планетарного типа" при необходимости трансформируемый в цирк, планетарий, или бассейн для водных пантомим. 


На внутреннюю поверхность купола с помощью специального киноаппарата, дающего проекцию в 360°, во время театрального действия можно было проектировать киноленты. 


Ультрановаторские идеи Т.Я. Бардта и М.И. Курилко в области сценографии выразились в устройстве трансформирующегося зала, который мог превращаться в круглый амфитеатр для цирковых и особых театральных действий. 


Планировалось устройство подвижного транспортера-галереи вокруг сцены и под амфитеатром зрительного зала, что должно было обеспечить быструю смену декораций и перенесение действия в различные точки зрительного зала.


В 1931 г. было начато строительство здания по новому эскизному проекту, составленному А.З. Гринбергом и М.Т. Смуровым по наброскам схемы театра, выполненным Т.Я. Бардтом и М.И. Курилко


Гладкий железобетонный купол возводимого в Новосибирске театра был для того времени выдающейся конструкцией. Его проект выполнили профессор П.Л. Пастернак и инженер Б.Ф. Матери. Была создана уникальная конструкция – «наиболее совершенный и грандиозный по своим размерам железобетонный купол». 


При размерах 60,0 м и высоте 25,0 м, толщина рабочей оболочки купола равна всего 8 см, что составляет всего 1/750 часть диаметра, т.е. достигнут почти наивысший предел рационального использования железобетона как материала.


План второго этажа. Архитектор Рошин


Зрительный зал. Фотография с макета на постоянной строительной выставке в Москве

Интерьер вестибюля

Интерьер кулуаров

Интерьер фойе-буфета

Рекреация на кровле вестибюльной части

Продольный разрез

Совмещенный план 1 и 2 этажей

В 1933 г. конструктивистские формы Дома Культуры и Науки были подвергнуты критике, но А.З. Гринберг отказался радикально "обогатить" архитектуру здания. И тогда комитет содействия строительству ДНиК объявил открытый конкурс на "составление проекта обработки фасадов строящегося в Новосибирске театра".


Конкурс был объявлен через газету «Советская Сибирь», где были опубликованы и его условия. Преамбула условий гласила: «Идея театра, возникшая на основе социальной революции и социальных сдвигов в народных массах, должна быть заключена в наружные формы, отражающие характерные черты этой эпохи... разрешить поставленную таким образом задачу голым техницизмом нельзя».

Группа проектировщиков в работе над конкурсным проектом реконструкции ДНиК.
Конкурс состоял из двух туров, в которых участвовали архитекторы Новосибирска, Томска и Москвы.

Б.А. Гордеев, С.П. Тургенев, Б.И. Дмитриев

Архитектор: Масленников В.С.

Архитектор: Брюханов

Архитектор: Бурлаков И.А.

Архитектор: Бурлаков И.А.

Архитектор: Бурлаков И.А.

Архитектор: Бурлаков И.А.

Архитектор: Тейтель В.М.

Архитектор: Тейтель В.М.

Архитектор: Якубовский П.Г.

Архитектор: Якубовский П.Г.

Архитектор: Парыгин С.И. 

Архитектор: Парыгин С.И.

Архитектор: Парыгин С.И.

Архитектор: Парыгин С.И.

Архитектор: Воронов И.Т.

Архитектор: Гольц Г.П.

Архитектор: Крячков А.Д.

Архитектор: Крячков А.Д.

Архитектор: Крячков А.Д.

Архитектор: Гордеев Б.А.


Автор материала: Степанов Слава


Комментировать