03:07 История проектирования Новосибирского театра оперы и балета (Часть 1) |
Новосибирский театр оперы и балета — крупнейшее в России театральное здание. Его история начинается в конце 20-х годов, когда появилась потребность в постройке в Новосибирске Большого театра Сибири в составе комплекса Дома культуры и науки на основе театра нового типа. Изначально проектировать здание поручили московскому архитектору А.З.Гринбергу... Дом Науки и Культуры (ДКиН), по выполненному весной 1930 г. первоначальному проекту А.З. Гринберга и И.В. Киренского, состоял из шести соединенных переходами корпусов, в которых размещались: театр на 3000 мест, концертный зал на 750 человек, музей, библиотека, выставочное здание и научно-исследовательский институт. В ходе строительства была реализована только театральная часть задуманного комплекса. В те годы театр представлялся «наиболее доступным орудием пропаганды идей социализма». В 1930 г. к проектированию театра в Новосибирске подключились Т.Я. Бардт и М.И. Курилко
Авторы проекта ДНиК: А.З. Гринберг, М.И.Курилко, Т.Я.Бардт Они разработали для него специальную систему "Теомасс": Театр, зал собраний, демонстрации, спортивные мероприятия, механизация сцены, разрез с кинопроектором Макет зальной части театра Здание должно было стать "театром техники и реальной обстановки. Перед зрителем могли появляться с улицы колонны демонстрантов, автомобили, тракторы или экипажи, проходящие на всей скорости, при этом предполагалось, что круговые платформы (фурки) могли двигаться с той же скоростью в противоположном направлении. Проектировался "сверхмеханизированный театр планетарного типа" при необходимости трансформируемый в цирк, планетарий, или бассейн для водных пантомим. На внутреннюю поверхность купола с помощью специального киноаппарата, дающего проекцию в 360°, во время театрального действия можно было проектировать киноленты. Ультрановаторские идеи Т.Я. Бардта и М.И. Курилко в области сценографии выразились в устройстве трансформирующегося зала, который мог превращаться в круглый амфитеатр для цирковых и особых театральных действий. Планировалось устройство подвижного транспортера-галереи вокруг сцены и под амфитеатром зрительного зала, что должно было обеспечить быструю смену декораций и перенесение действия в различные точки зрительного зала. В 1931 г. было начато строительство здания по новому эскизному проекту, составленному А.З. Гринбергом и М.Т. Смуровым по наброскам схемы театра, выполненным Т.Я. Бардтом и М.И. Курилко. Гладкий железобетонный купол возводимого в Новосибирске театра был для того времени выдающейся конструкцией. Его проект выполнили профессор П.Л. Пастернак и инженер Б.Ф. Матери. Была создана уникальная конструкция – «наиболее совершенный и грандиозный по своим размерам железобетонный купол». При размерах 60,0 м и высоте 25,0 м, толщина рабочей оболочки купола равна всего 8 см, что составляет всего 1/750 часть диаметра, т.е. достигнут почти наивысший предел рационального использования железобетона как материала. План второго этажа. Архитектор Рошин Зрительный зал. Фотография с макета на постоянной строительной выставке в Москве Интерьер вестибюля Интерьер кулуаров Интерьер фойе-буфета Рекреация на кровле вестибюльной части Продольный разрез Совмещенный план 1 и 2 этажей В 1933 г. конструктивистские формы Дома Культуры и Науки были подвергнуты критике, но А.З. Гринберг отказался радикально "обогатить" архитектуру здания. И тогда комитет содействия строительству ДНиК объявил открытый конкурс на "составление проекта обработки фасадов строящегося в Новосибирске театра". Конкурс был объявлен через газету «Советская Сибирь», где были опубликованы и его условия. Преамбула условий гласила: «Идея театра, возникшая на основе социальной революции и социальных сдвигов в народных массах, должна быть заключена в наружные формы, отражающие характерные черты этой эпохи... разрешить поставленную таким образом задачу голым техницизмом нельзя». Группа проектировщиков в работе над конкурсным проектом реконструкции ДНиК. Конкурс состоял из двух туров, в которых участвовали архитекторы Новосибирска, Томска и Москвы. Б.А. Гордеев, С.П. Тургенев, Б.И. Дмитриев Архитектор: Масленников В.С. Архитектор: Брюханов Архитектор: Бурлаков И.А. Архитектор: Бурлаков И.А. Архитектор: Бурлаков И.А. Архитектор: Бурлаков И.А. Архитектор: Тейтель В.М. Архитектор: Тейтель В.М. Архитектор: Якубовский П.Г. Архитектор: Якубовский П.Г. Архитектор: Парыгин С.И. Архитектор: Парыгин С.И. Архитектор: Парыгин С.И. Архитектор: Парыгин С.И. Архитектор: Воронов И.Т. Архитектор: Гольц Г.П. Архитектор: Крячков А.Д. Архитектор: Крячков А.Д. Архитектор: Крячков А.Д. Архитектор: Гордеев Б.А. Автор материала: Степанов Слава |
|
Всего комментариев: 0 | |