Главная » 2011 » Декабрь » 23 » Как стать всемирно признанной звездой дизайна. Интервью с Каримом Рашидом.
19:19
Как стать всемирно признанной звездой дизайна. Интервью с Каримом Рашидом.

Карим Рашид – один из самых успешных дизайнеров его поколения. Более 3000 его разработок находятся в производстве, он получил более 300 наград в различных конкурсах и работал более чем в 35 странах. Его работы представлены в 20 постоянных коллекциях, и выставляются в различных галереях по всему миру. Он постоянный победитель таких конкурсов как: Red Dot award, Chicago Athenaeum Good Design award, I.D. Magazine Annual Design Review, и IDSA Industrial Design Excellence award. Карим Рашид имеет почетные докторские степени колледжей Ontario college of Art & Design и Corcoran College of Art & Design, часто выступает с лекциями в университетах и на различных конференциях, пропагандируя важность дизайна в повседневной жизни.


Но как достигаются столь внушительная результативность и мировое признание дизайнера? Представляем Вашему вниманию интервью Карима Рашида, в котором он рассказал о себе, и о том, как развивалась его международная карьера. Кроме того, он дал несколько рекомендаций и советов, как добраться до вершин международной славы. Надеемся, что это интервью будет интересно как начинающим дизайнерам, так и поклонникам творчества Карима Рашида.


Вопрос: Вы всегда хотели стать дизайнером? Можете ли вы описать тот момент, когда вы впервые поняли, что эта профессия определит ваш жизненный путь?

Карим Рашид: Я осознал свою жизненную миссию в пятилетнем возрасте в Лондоне. Я начал делать наброски вместе с отцом в Англии, рисуя церкви. Отец учил меня видеть. Он преподавал мне перспективу, и объяснял, что я могу проектировать, что угодно и прикасаться ко всем аспектам нашего материального окружения. Я запомнил рисунок фасада собора. Мне не понравилась слишком строгая форма окон  и потому, я перерисовал и изменил их форму. Также, я помню, как выиграл соревнование по рисунку среди детей на корабле «Королева Элизабет», когда мы уехали из Англии, направляясь в Канаду. Все дети рисовали корабли и членов своей семьи, а я рисовал багаж (я был озадачен тем, как мы могли бы перевезти все наши вещи в сумках песочного цвета, это была моя собственная идея, как надо путешествовать). Впоследствии я читал книги и изучал творчество разных художников со всего мира. Поскольку мои родители были космополитами, мне были открыты и доступны все виды прикладного искусства и культура самых разных стран и народов. 


Вопрос: Вы изучали Промышленный дизайн в университете Carleton в Оттаве (Канада). Было ли что-нибудь, чему Вы научились, что впоследствии помогло Вам достичь первых успехов в Вашей профессиональной карьере (интернатура, совместная работа и т.п.)?

Карим Рашид: Я считаю, что единственный способ преуспеть – это иметь талант и много, и тяжело работать. Я первоначально хотел изучать архитектуру, но обратился слишком поздно, курс был заполнен. Они предложили принять меня на архитектурный поток Промышленного дизайна. Таким образом, я пошел в университет, желая изучать архитектуру, но у судьбы были другие планы, и я записался на курсы промышленного дизайна. Впрочем, я знал, что это именно то, чем я хотел заниматься. Я предполагал, что для того, чтобы спроектировать стул, или кофеварку, необходимо быть архитектором. Я очень любил итальянский дизайн, а лучшие изделия того времени были разработаны архитекторами. Фактически в Италии не было школы промышленного дизайна до 1984 года.
Я получил последипломное образование в Италии у Этторе Соттсасса, Гаэтано Пеше, Андриса Фон Онкома по специальной программе около Неаполя в Италии. Также, я брал вечерние занятия с Ахиллесом Кастильони в Polytechnic, и интернировал с Родолфо Бонетто в Милане (Италия). Я получил две почетных докторских степени в искусстве и дизайне и работал доцентом (преподавал) в течение 10 лет.


Вопрос: Каково было первое реальное проектное задание, которое Вы получили после учебы, и как Вы его получили?

Карим Рашид: Для моего первого проектного задания в 1980-1982 я работал полный рабочий день, проектируя деловые телефоны и коммутационные системы для MITEL (Канада), одновременно получая степень бакалавра. У меня был преподаватель, профессор Скотт Гибсон, который сотрудничал с этой компанией. Я боготворил его и таким образом, я обратился к руководству MITEL с просьбой предоставить мне летнюю работу. Моя первая работа заключалась в проектировании двух бизнес телефонов. У меня не было идей, и я понятия не имел, что и как делать, поэтому они были производной всех деловых телефонов того времени. Забавно, но недавно я был в отеле, и в отделе регистрации и обслуживания гостей увидел тот самый телефон, спроектированный 30 лет назад! Сегодня я выполнил бы эту задачу совершенно по-другому. В конечном счете, я работал в течение семи лет с компанией KAN Industrial Designers в Торонто, которая проектировала рентгеновское оборудование: маммографы; электроинструмент для Black and Decker; сидения для поездов; и почтовые ящики для Канадской Почты. В итоге, я открыл свой собственный офис в 1993 году в Нью-Йорк Сити, не имея ни связей, ни денег и никого вокруг. Это было действительно трудно. Много раз я думал, что всё брошу и вновь стану преподавателем. 


Вопрос: Каков был Ваш первый большой прорыв с точки зрения Вашей карьеры?

Карим Рашид: Когда я запускал свой офис, после обращения приблизительно к 100 компаниям от Lazy Boy до Coca-Cola, Ethan Allen и Gillette, ни одна из них не заинтересовалась мной. Я был действительно разочарован. Положение было отчаянное, и я едва выживал. В итоге, я всё-таки получил первый заказ.  С компанией ставшей моим единственным клиентом – Nambe из Санта-Фе, я спроектировал коллекцию настольных предметов, которые стали очень успешными. Предметы коллекции были проданы приблизительно на сумму около 3 000 000$ за год и вошли в постоянные музейные собрания. Я все еще проектирую для Nambe. Это сотрудничество дало мне возможность поверить в себя, в то, что я действительно  могу создавать востребованные и успешные продукты.


Вопрос: В данный момент у Вас более чем 3000 проектов в производстве. Проектирование какого предмета было для Вас наиболее интересным и почему?

Карим Рашид: Я помню удовлетворение, которое я получил от проектирования Garbo и Oh Chair для Umbra  в 1995 году. Я люблю, когда мои идеи материализуются в форме изделий, которые являются доступными, имеют хороший дизайн и полезны в каждодневном использовании. Завершение ресторана Morimoto в Филадельфии в 2001 году стало значимой точкой для меня, потому, что это был очень успешный проект, и это дало мне возможность впоследствии спроектировать около 100 других интерьеров. Наконец я очень горжусь своей книгой «Design Your Self», которая была издана в 2006 году. В данный момент, она издана на шести языках. Это не «учебник дизайна», а книга о моей философии полноценной жизни человека, рассказывающая, как каждый может взять контроль в свои руки и сформировать свою жизнь и своё будущее.


Вопрос: Как Вы выбираете компании, с которыми стоит работать  и проектировать новые продукты и изделия?

Карим Рашид: Работа с клиентами, это сотрудничество. Я всегда считал, что дизайн – это не искусство. В искусстве вы можете быть очень эгоистичным, а в дизайне, вы должны быть готовым к диалогу. Обычно я могу сразу же определить, получится сотрудничать с клиентом, или нет. Если я не буду уверен, что мое видение задачи хорошо согласуется с потребностями клиента – я откажусь от проекта. Для меня важно, чтобы результат моей работы, и моего сотрудничества с клиентом, стал декларацией чего-то, что соединится с потребителем в жизни, и будет поддерживать с ним постоянную связь и взаимоотношения. Стремление украсить мир, и создавать хорошо продуманные, провокационные и стимулирующие продукты и оборудование – является сильным импульсом для всего, что я делаю.


Вопрос: Вы обращаетесь с предложениями к компаниям, с которыми хотите поработать, или они находят Вас сами?

Карим Рашид: По большей части, компании обращаются ко мне сами, потому, что они хотят получить моё видение. Это – лучшая ситуация, поскольку в таком случае, я знаю, что они понимают мою работу и верят в меня. Соответственно, они знают мой опыт и больше мне доверяют. Когда я сам обращаюсь к компаниям, я должен убедить их в полезности своей работы и идей. Впрочем, есть несколько известных клиентов, которых я буквально преследовал. У меня очень много идей вещей, которые я хочу сделать, и это порой мотивирует меня обращаться к компаниям самому. 


Вопрос: Как Вам удаётся находить время, чтобы проектировать так много новых изделий?

Карим Рашид: Я создаю наброски и новые идеи постоянно, и имею команду персонала, которая помогает эти идеи прорабатывать. Производственный мир не может успевать за моей скоростью. Я задумываю больше идей, чем мои клиенты могут или хотят произвести. В этом году я работал приблизительно над 330-ю проектами. Из них возможно только 100 доберется на рынок. Я промышленный дизайнер, во-первых, но я создал мультидисциплинарный офис, где я проектирую все: от интерьеров до изделий на основе высоких технологий, мебели, светильников, драгоценностей, домашней утвари, столов, предметов искусства, упаковки, косметики, брендов, и одежды. Я – защитник плюрализма и не могу жить узкой творческой специализацией.


Вопрос: Каковы Ваши основные источники вдохновения?

Карим Рашид: Я вдохновлен сотнями стран, в которых я побывал, их культурой, людьми и жизненным укладом.
У меня страстный, целеустремлённый характер, и я постоянно вдохновляюсь новыми технологиями и человеческим духом. Также, меня всегда вдохновляет сам предмет проектирования. Я всегда говорю, что форма следует за задачей. Меня всегда вдохновляли все наставники, преподавателями, и люди, которыми я восхищался: от философов и художников, до музыкантов и архитекторов. Мой успех и известность,  больше не из-за того, что я проектирую, а из-за того, что я говорю. Я думаю, что вдохновил новое поколение дизайна своими лекциями, интервью, и общением. Самое последнее наиболее прекрасное вдохновение я получил, когда увидел в Бразилии новый разлагающийся биопластик, который, наконец, можно глобально использовать для упаковки.


Вопрос: На данный момент Ваши работы выиграли более 300 премий. Это – настоящее достижение и успех. Расскажите о Вашей работе, давшей такое признание.

Карим Рашид: Я полагаю, что дизайн чрезвычайно важен для нашей повседневной жизни и может положительно изменить поведение человека. Убеждённость в этом резонирует с моими разработками. Предметы и мебель должны взаимодействовать с нашими эмоциями увеличивая воображение и опыт. Хороший дизайн может повлиять и изменить поведение человека и создать новые социально-бытовые условия. Дизайн развивался, основываясь на множестве комплексных критериев – человеческий опыт; социальные, глобальные, экономические и политические проблемы; материальное и ментальное взаимодействие; форма; видение; и строгое понимание современной культуры.


Вопрос: У Ваших работ есть немедленно узнаваемый стиль. Вы пытаетесь сохранить этот стиль во всех работах, которые Вы делаете? И если так, зачем?

Карим Рашид: Я никогда не думал, что у меня есть специфический стиль. Мне не нравится такая концепция. Я думаю, что художники, которые повторяют себя, или лишены идей, или ленивы. Конечно, моя работа – часть моего персонального видения нашего мира, но исследование, и эксперимент обязательная часть каждого моего нового проекта. Почему у каждого из нас есть наш собственный отпечаток пальца? Мы могли бы жить в более поэтическом, человеческом, красивом мире, и однажды все мы будем в состоянии оставить свой знак, наш «творческий» отпечаток пальца, на еще более обширном и изменяющемся мире. Это – только начало освобождения всех нас, которое в итоге позволит каждому выразить свой индивидуализм.


Вопрос: Есть ли что-нибудь, что Вы еще не проектировали, и над чем хотели бы поработать?

Карим Рашид: Я бы выбрал для дизайна электромобиль (поскольку он должен отличаться от обычного), или цифровой фотоаппарат (так как они все трогательно пытаются быть похожими на аналоговые камеры), или кухонное оборудование или даже фен. У меня есть большой список того, что, на мой взгляд, нуждается в редизайне. Например: интерьеры самолетов, и многое другое. Наш Мир вообще довольно плохо пока проработан,  и многое требует усовершенствования на каждом уровне: от рабочих характеристик и комфортабельности, до красоты и удобства использования.


Вопрос: Могли бы Вы дать свои основные рекомендации, как стать всемирно признанным специалистом в области дизайна?

Карим Рашид: Быть умным, быть терпеливым, учится учиться, учиться быть действительно практичным, но не забывать поэтику, эстетику, и новые парадигмы нашего изменяющегося человеческого пространства. Консервативные взгляды и мышление не помогут вам расти, но вместо этого вызовут своего рода «метеоризм». Вы должны отделить себя от других. Вы должны найти новые языки, новую семантику, новую эстетику, экспериментировать с новыми материалами, и поведенческими подходами. Также, всегда помните очевидные человеческие проявления и потребности: эмоциональность, простоту использования, технические преимущества, методы производства, юмор, значение, положительную энергетику и дух предмета, или пространства. Это то, чего не хватает! Многие продукты имеют очень короткий срок жизни, и они должны своей сущностью передавать дух времени, а не беспокоиться о внешнем виде, поведении, или функционировании подобно остальным.



Категория: Идеи и советы | Просмотров: 4805 | Добавил: Dana | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 2
+1   Спам
Daryart   (10.02.2012 00:48)
Классный Мужик! )))
"...Наш Мир вообще довольно плохо пока проработан..." ))))))))) [Материал]

+1   Спам
Настя   (09.01.2012 22:17)
Он - гений! smile [Материал]

avatar