Главная » Статьи » Словарь терминов » Х

Хундертвассер, Фриденсрайх
Фриденсрайх Хундертвассер (нем. Friedensreich Hundertwasser, настоящее имя — Фридрих Штовассер (Friedrich Stowasser); 15 декабря 1928, Вена, Австрия — 19 февраля 2000, Новая Зеландия) — австрийский архитектор и живописец, создатель оригинальных зданий в «естественном», «экологичном», «биоморфном» стиле.

Биография

Фридрих Штовассер родился 15 декабря 1928 года в Вене. Отец — австриец, мать — еврейка. С 1936 года посещал венскую школу в системе Монтессори. Мать Эльза Штовассер скончалась в 1972 году. Свой псевдоним художник образовал, переведя на немецкий первую часть своей фамилии, которая похожа на славянское слово (Сто — Hundert). Придуманное им для себя имя — переделка его первого имени Фридрих (в переводе на современный немецкий язык Фриденсрайх дословно означает богатый миром).

В 1948 году Хундертвассер недолгое время посещал Венскую академию изящных искусств. Тогда же он начал активно заниматься творчеством. Сильное влияние на него оказал Эгон Шиле.

Свою архитектурную концепцию он изложил в нескольких манифестах и воплотил во множестве проектов. Его Идеальный Дом — это безопасная уютная нора, которую сверху покрывает трава, но нора со множеством окон-глаз. В Новой Зеландии он построил такой дом, где крыша переходит по бокам в холм. На ней растёт трава, которую иногда приходят пощипать бараны.

Хундертвассер считал, что нельзя жить в одинаковых домах-коробках: людям от этого плохо. Каждый жилец имеет право высунуться из своего окна и раскрасить или как-то иначе изменить стену вокруг него, куда рук и кисти хватит (не говоря уже о внутренности дома). Он возглавил несколько проектов по реабилитации бывших мануфактур — унылых коробок, которые он превращал в сказочные терема. Как и Гауди, Хундертвассер широко использовал битую керамическую плитку: делал из неё мозаику, расцвечивающую до этого ровную и тоскливую поверхность. Он также насаживал на дома золотые или голубые купола-маковки, нарушающие монотонность прямой крыши, и оборудовал в стенах ниши для деревьев. Самый известный такой проект — KunstHausWien — выставочный зал в Вене. Идея с «деревьями-квартиросъёмщиками» не случайна: Хундертвассера занимала экология, и он считал, что предоставить деревьям и траве место в доме и на нём — хоть какая-то компенсация за урон, который индустриальное общество наносит природе. Из занимательных фактов, стоит заметить что Хундертвассер всегда носил разные носки. И когда люди спрашивали его: "Почему вы носите разные носки?", он всегда отвечал: "А почему, собственно, вы носите одинаковые?!" Графика Хундертвассера многоцветна, геометрична. На первый взгляд может показаться, что она абстрактна, но это не так: за каждой картиной стоит объяснение, целая концепция. Чаще всего он изображает дома и окна.

В 1959 году Хундертвассер устроил в Гамбурге перформанс с непрерывной линией. Пока зрители толпились в помещении, ожидая представления, Хундертвассер, ползая буквально под ногами у них, начал вести свою линию, выбрав точку внизу стены. В течение двух дней и двух ночей он и два его друга, Базон Брох (Bazon Broch) и Харальд Шульт (нем. Harald Schult), непрерывно рисовали линию на стенах — сначала черным, потом красным, при свете свечей, когда власти отключили электричество. Перформанс прервали, когда линия достигла высоты 2,5 м. Хундертвассер сетовал, что ему не дали завершить задуманное и добраться до точки в центре потолка, где бы линия-спираль нашла свое завершение. В знак протеста художник отказался от должности доцента в Высшей школе искусства на Lerchenfeld и покинул Гамбург.

Любимое живое существо Хундертвассера — улитка с домиком на спине (см. его проект флага для Новой Зеландии).
Хундертвассер много работал также над дизайном государственных флагов, монет, почтовых марок. В 1999 году он приступил к своему последнему проекту, получившему название «Зеленая цитадель Магдебурга».
Художник скончался 19 февраля 2000 года в Новой Зеландии.

Архитектурные проекты

Хундертвассер реализовал множество архитектурных проектов:

Австрия
  • Дом Хундертвассера, Вена, 1983—1986
  • Mierka Getreidesilo Кремс-на-Дунае, 1982—1983
  • Rupertinum, Зальцбург (Zungenbart), 1980—1987
  • Церковь Святой Варвары, Бернбах, 1987—1988
  • Деревенский музей, Ройтен, 1987—1988
  • Текстильная фабрика Рюфф и художественное оформление номеров домов, Цвишенвассер, 1988
  • Котельная Шпиттелау Вена, 1988—1997
  • Придорожный ресторан в Бад-Фишау, 1989—1990
  • Кунстхаус (галерея), Вена, 1989—1991
  • Торгово-выставочный центр (деревня Хундертвассера), Вена, 1990—1991
  • Целебный источник, Цветль, 1992—1994
  • Pavillon bei der DDSG Blue Danube Ponton Wien, 1992—1994
  • Спиральный источник I, Линц, 1993—1994
  • Онкологическая больница, Грац, 1993—1994
  • Посёлок термальных источников, Бад-Блумау, 1993—1997
Германия
  • Фабрика Розенталь, Зельб, 1980—1982
  • Детский сад Хеддернхайм, Франкфурт-на-Майне, 1988—1995
  • Экологический дом, Хамм, парк Максимилиана 1981/1982
  • Дом на лугах Бад-Зоден (Таунус), 1990—1993
  • Wohnen unterm Regenturm (Жить под Башней Дождя) Плохинген на Неккаре, 1991—1994
  • Гимназия Мартина Лютера, Виттенберг, 1997—1999
  • «Лесная спираль» Хунтертвассера, Дармштадт, 1998—2000
  • Кафе в Гамбурге, 1998—2000
  • Вокзал природы, Ильцен, 1999—2001
  • Летский сад, Вюльфрат, 2001
  • Зеленая Цитадель Магдебурга, Магдебург, 2004—2005
  • Ronald McDonald Дом Хундертвассера организации McDonald's Kinderhilfe в Эссен/Гругапарк
  • Музей Хундертвассера в Абенсберге, открытие 23 апреля 2007
Япония
  • Монумент XXI века, Токио, 1992
  • Детская площадка, Осака, 1996—1997
  • Фабрика Майсима, Осака, 1997—2000
  • Maishima Sludge Center ,Осака, 2000
США
  • Винарня «Дон-Кихот» в долине Напа, 1992—1999
Израиль
  • Спиральный источник II Тель-Авив, 1994—1996
Швейцария
  • Крытый рынок в Альтернхайне, коммуна Таль (Санкт-Галлен), 1998—2001
Новая Зеландия
  • Общественный туалет в Кавакава, 1999
Категория: Х | Добавил: M-E-T-R (14.02.2012)
Просмотров: 2847 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar